Версия для слабовидящих Как создать сайт
 

Как избежать развития невроза у детей

В.А. Кулганов

С каждым годом возрастает количество детей с диагнозом какого-либо нервного заболевания. Опасность заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости, (невроз излечим), а в том, как к нему относятся родители. Большинство из них просто не обращает внимания на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей.

В средней школе диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. К школьному возрасту часть детей приходит с устойчивыми нервными нарушениями, из этого следует сделать выводы: «Посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу». Народная мудрость тонко подметила связь между образом жизни, который закладывается ещё в детстве, и отношениями человека с окружающими людьми, из которых действительно складывается его судьба.

Если родители постоянно внушают ребёнку, что он разгильдяй и оболтус, то рано или поздно он начинает в это верить. Но сначала в душе ребёнка зреет конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, пытаясь подогнать ребёнка под свои мерки. Из конфликта «вытекает» нервное напряжение, с которым ребёнок подчас не может справиться. Возможны два варианта решения этой проблемы:

ü ребёнок приспособится под непомерные требования взрослых и спрячет свои личные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного «Я» доступными для него способами;

ü ребёнок будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями.

И то и другое неизбежно приведёт к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою воспитательную политику, то у ребёнка возникнет нервное расстройство, невроз, который он понесёт с собой во взрослую жизнь. Напрашивается закономерный вопрос: вырастет ли этот ребёнок полноценной личностью, будет ли он удачлив и счастлив?

Важную роль в жизни детей играют эмоции. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. По мере того как ребёнок растёт, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее.

Поведение ребёнка, выражение им чувств — важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию об этом даёт эмоциональный фон ребёнка, который может быть положительным или отрицательным.

Отрицательный фон характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью: ребёнок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное (безразличное, равнодушное). В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребёнок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины, много времени проводит один; ничем не интересуется.

Одной из причин такого эмоционального состояния ребёнка может быть повышенный уровень тревожности. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе. Такое состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий.

Будучи послушным, ребёнок предпочитает не обращать на себя внимание окружающих, ведёт себя примерно и дома, и в детском саду, старается точно выполнять требования родителей и воспитателей — не нарушает дисциплину, убирает за собой игрушки. Такого ребёнка называют скромным, застенчивым. Однако примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер — ребёнок делает всё, чтобы избежать неудачи.

Высокая степень тревожности, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, впоследствии может отрицательно сказаться на формировании творческого мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным. Тем не менее, у детей старшего дошкольного возраста тревожность ещё не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

Профилактика невроза

Важными факторами профилактики невроза являются здоровый психологический климат в семье и в ДОУ и благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях. Другим звеном, способствующим укреплению организма в целом и нервной системы в частности, является правильно организованный гигиенический режим, который воспитывает волю, усиливает жизненный тонус, повышает работоспособность.

Основные элементы гигиенического режима: гигиена сна, короткая утренняя гимнастика, утренняя водная процедура, регулярный приём пищи, ежедневные прогулки. Выполнение режима должно стать необходимой привычкой.

Одно из главных условий — нормальный ночной сон. Чтобы его организовать, следует придерживаться следующих правил:

  • Ребёнка необходимо приучить ложиться спать в одно и то же время. Время — условный раздражитель, который способствует появлению процессов, ускоряющих засыпание.
  • За час-полтора до отхода ко сну следует уменьшить поток впечатлений: не слушать радио, не смотреть телевизор, не вести оживлённые беседы — словом, как можно меньше воспринимать информации, независимо от её положительной или отрицательной окраски.
  • За 30 — 40 минут до сна можно погулять. При этом ходить нужно спокойно, не спеша и физически не перенапрягаясь. После прогулки должно появиться ощущение усталости.
  • Перед сном рекомендуется применять тёплые ванны продолжительностью 8 −10 минут. Вместо общей ванны можно принимать ножную. После ванны следует сразу ложиться в постель. Душем пользоваться не следует, потому что он действует возбуждающе.
  • Помещение, в котором ребёнок спит, должно быть хорошо проветрено.

К вопросам психопрофилактики неврозов относится организация досуга ребёнка. Интересное, любимое занятие в свободное время является не только оздоравливающим профилактическим мероприятием, но и отвлекающим от других мыслей, переживаний. Игра даёт возможность переоценить значение и снизить отрицательный эмоциональный накал травмирующих обстоятельств.

Для ребёнка с хрупкой нервной системой активный отдых не только приносит разнообразные впечатления и успокаивает, но и закаляет физически.

В заключение хотелось бы отметить, что знать психологию детей необходимо. Любить их — обязательно! Любить разумно, преданно, нежно. Только научить и научиться этому трудно. Это особый дар, которым жизнь наделяет большинство людей, но, увы, не всех. Любовь без азов педагогики и психологии опасна. Необходимо их единство. Однако и этого мало. Хорошо бы, чтобы каждый взрослый не забывал, что и он был когда-то ребёнком.

Литература
1. В.Г. Деглин Неврозы. — М., 1979
2. А.И.Захаров Неврозы у детей. — СПб., 1996
3. П.И.Юнацкевич, В.А.Кулганов Как выйти из невроза? — СПб., 2000



Просмотров этой страницы: 1936