Версия для слабовидящих Как создать сайт
 

Как помочь первоклашке адаптироваться к школе

Ребенок идет в первый класс – это важный и волнующий этап в жизни всей семьи. Физиологическая и социально-психологическая адаптация к школе может занять несколько месяцев. От того, насколько внимательны будут родители к состоянию ребенка в этот важный период, зависят не только успехи в учебе, но и его здоровье.

 

Физиологическая адаптация

Продолжительность адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит несколько этапов:

1)Первые 2-3 недели обучения происходит так называемая «физиологическая буря»: на все новые воздействия организм ребенка реагирует особенно остро. Именно поэтому в сентябре многие первоклассники начинают страдать различными заболеваниями. Не рекомендуется на данном этапе перегружать ребенка внеклассными занятиями.

2) Посещение музыкальной школы, спортивных секций, художественного или танцевального кружков лучше вводить спустя месяц-два после начала учебного года.

3) Следующий этап адаптации именуется неустойчивым приспособлением: напряжение в этот период снижается. Однако не исключены проблемы со сном или аппетитом.

4) Устойчивая адаптация: в конечном итоге наступает период, когда организм реагирует на нагрузки с наименьшим напряжением.  

Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность физиологической адаптации, хотя это серьезная проблема и ребенок, как никогда, нуждается в поддержке родителей, их заботе и любви. Если первоклассники жалуются на головную боль, усталость в 1-ой четверти, это сигнал для родителей.

Как помочь:

1) Снизить психологическую нагрузку: для этого вторую половину дня лучше провести дома, а не на продленке, желательно обеспечить ребенку дневной сон.

2) Не забывать о прогулках на свежем воздухе. Важно следить, чтобы продолжительность ночного сна была не меньше 11 часов.

3) Обеспечить психологическую поддержку: ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.

 Социально-психологическая адаптация

      Переход от дошкольного к школьному возрасту называют кризисом 7 лет. Социальный статус меняется с «малыша» на «ученика», а основная деятельность – с игровой на учебную. При психологической готовности к школе адаптация проходит без осложнений. Но у половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована, особенно у малышей, отправляющихся в школу с 6 лет. У них часто затруднено понимание смысла обучения. Кроме того, шестилетки менее ориентированы в правилах поведения.

  Первоклашкам бывает сложно сидеть на уроке в одной и той же позе, не отвлекаясь, следить за мыслью учителя. Невероятно сложно ребенку делать не то, что хочется, а то, что требует преподаватель. Первокласснику только предстоит научиться сдерживать свои эмоции, выражать мысли только после того, как это позволит сделать педагог. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила общения со взрослыми, не сразу признают авторитет учителя и начинают соблюдать субординацию в отношениях с ним.

  Если адаптация затянулась, причину следует искать в недостаточной поддержке родителей или особенностях семейного воспитания. Возможно, успешной адаптации мешают вседозволенность и отсутствие правил в семье, или, наоборот, тотальный контроль родителей. Привычка «жить по указке» будет вредить ребенку, развитию его личности.

Как понять, что адаптация к школе прошла удачно:

1) Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

2) Маленький первоклассник справляется с образовательной программой.    Если ребенок испытывает затруднения при обучении, поддержите его, не критикуйте его за медлительность, не сравнивайте с другими детьми. Внимательно следите, не является ли нагрузка чрезмерной. Очень важно на первых порах вселить уверенность в возможность успеха, не давать поддаваться унынию («У меня ничего не получится!»).

3) Ребенку нравится самостоятельно выполнять часть уроков, он просит помощи взрослого лишь после безуспешных попыток выполнить задание самостоятельно. Часто родители слишком усердно «помогают» ребенку, и это вызывает противоположный эффект. Ребенок привыкает к совместному приготовлению домашнего задания, перестает думать, будучи уверенным, что мама или папа сделают всю работу за него.

4) У малыша появились любимые учителя и друзья среди одноклассников.

Неудачи в учебе или общении могут привести к снижению самооценки ребенка, а такое «приобретение» самым негативным образом влияет на развитие и, собственно, успеваемость. В случае возникновения проблем адаптации к школе родителям стоит проконсультироваться с психологом.      

    Обычно учителя начальных классов готовы сотрудничать с родителями: так как им сложно в течение пары месяцев составить верное впечатление о каждом ребенке в классе и его особенностях, а, тем более, найти подход.     Поэтому родители в данном случае – ценный источник знаний. Совместная стратегия учителя и родителей поможет ребенку стать «своим» в школе. 

    Если уровень школьной зрелости высок, кризис семи лет (на который наслаивается и адаптация к новой жизни), пройдет гладко, его признаки быстро (в течение 3-4 месяцев) пройдут без негативных последствий. Но если ребенок еще «не дорос» до школы лучше повременить, иначе кризис будет проходить бурно, оставляя последствия на всю жизнь.

    Возможные неблагоприятные последствия:

нежелание учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой.

Советы родителям:

 

1) Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.

 2) Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.

 

 3) Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).

 4) Поощряйте общение со сверстниками.

 

 5) Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже   воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).

6)  Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).

7) Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спец. класс с повышенной нагрузкой; параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).

Как правило, родителей новоиспеченного первоклассника сильнее всего волнуют вопросы, связанные с учебой. Это, безусловно, важно, но главная родительская задача в этот период – помочь малышу адаптироваться к школе.
       
Проявления стресса

     Как мы уже говорили, первоклассники переживают состояние стресса. У всех детей это происходит по-разному. Часто это видно невооруженным глазом: ребенок становится вялым, бледным, у него могут появиться головные боли или боли в животе, нарушается сон, он часто болеет.

    Следует учитывать и то, что не всегда стрессовые проявления носят явно негативный характер. Часто стресс проявляется в том, что ребенок становится на удивление дисциплинированным: без напоминаний с вечера собирает портфель, вскакивает с постели сразу после звонка будильника, стремится прийти в школу за полчаса до начала занятий. Родители радуются: «Замечательно! Пошел в школу и сразу повзрослел!» Но не следует впадать в иллюзии. Такая несвойственная раньше малышу ответственность и дисциплинированность говорит о том, что он очень сильно переживает и волнуется.
     Родители в этот период должны быть особенно чутки  и бережны по отношению к своему ребенку. Любые изменения в поведении их малыша должны быть для них настораживающим  сигналом, ведь наша задача не только в том, чтобы наши дети получили хорошее образование, но и в том, чтобы они сохранили свое физическое и психическое здоровье.
 И еще несколько советов

Часто родители первоклассников, чтобы призвать свое чадо к порядку, подключают к своим наставлениям  еще один аргумент:

«Как тебе не стыдно, перепачкался весь! Ты же большой - в школу ходишь!». Или это становится новым аргументом для каких-то ограничений или побуждений: «Уступи сестренке. Ты ведь теперь школьник!» 

Иногда родители считают, что, став первоклассником, ребенок перешел «в другой ранг» и поэтому должен отказаться от каких-то своих детских привычек: «Ты же теперь школьница! Такой большой девочке стыдно засыпать с мамой».
      

На самом деле первоклассник и так страдает от того, что на него свалился целый ворох новых правил, требований и обязанностей, причем до конца ему не понятных и не известных.

Малышу тяжело справиться с этим грузом, он переживает и волнуется, оказавшись в этой новой школьной жизни, и  время от времени ему необходимо чувствовать себя маленьким ребенком, который никому ничем не обязан.

1) В первые месяцы адаптации к школе предоставляйте своему ребенку возможность   чувствовать себя маленьким, если он этого хочет: сажайте к себе на колени, читайте давно известные и любимые стишки или сказочки, вместе с ним поползайте по полу, играя в машинки или куклы.
     

2) Не апеллируйте к тому, что он теперь школьник и «большой». Вы же не станете спорить с тем, что человек не может повзрослеть или измениться вдруг, только потому, что у него теперь появилась новая роль (молодая жена не станет прекрасной домашней хозяйкой на следующий день после свадьбы). Ребенок от таких слов не станет более сознательным, зато под гнетом подобных апелляций ему будет тяжелее привыкнуть к новой нагрузке.
      

3) В этот период снизьте уровень обычных требований, предъявляемых к  ребенку.
      

4) В довесок к новым школьным  обязанностям не нагружайте ребенка другими новыми требованиями, кроме тех, которые относятся к школе и являются обязательными. Например, приходить в школу к началу уроков – обязательное требование (условно), а вот приготовить одежду к завтрашнему дню – это пока не обязательно.


 5) На эти несколько месяцев адаптации к школе, отложите посещение дополнительных кружков и секций, если они не спортивные.


 6) Если вы заметили, что ребенок устал, не бойтесь оставить его на один день дома, или позвольте не готовить домашнее задание. Чтобы не возникло недоразумений, предупредите учителя звонком или запиской.


 7) Чтобы малыш чувствовал себя в школе более уверенно, давайте ему собой  игрушки (но не дорогие, так как в школе они могут потеряться). 

 8) Для психологического комфорта ребенку очень важно, чтобы у него в новом сообществе появились друзья и приятели. Поговорите с самим ребенком, учителем, понаблюдайте за тем, как происходит общение ребенка с одноклассниками.

Если вы убедитесь, что в этом вопросе вашему чаду нужна помощь, то окажите её:

- помогите детям обменяться телефонами;

- давайте ребенку с собой небольшое угощение для новых приятелей: конфетки, мармеладки и т.д.

- давайте ребенку с собой маленькие интересные игрушки, чтобы на перемене ему было проще вступить в игру с кем-то из других детей.

 

 

 

 

                         УДАЧИ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

 

 


Советы родителям будущих первоклассников:

 

 1.Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

 2. Не торопите. Умение рассчитать время — ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.

 3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.

 4. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «Смотри, не балуйся!» или «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.

 5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.

 6. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.

 7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать «взбучку», постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда надо выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.

 8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14–16 часов.

 9. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15–20 минут занятий необходимы 10–15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.

 10. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка «Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!». Похвала (даже если не очень получается) необходима.

 11. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то ...».

 12. Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.

 13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.

 14. Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4–6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

 15. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.

 16. Учтите, что даже «совсем большие дети» (мы часто говорим 7–8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную работу



Просмотров этой страницы: 1884